молоко и молочная продукция
Система цифровой маркировки товаров Честный ЗНАК – это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы – повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами. С 2019 года она действует для производителей, импортеров, розницы.
В 2020 году в систему входят сигареты, обувь, одежда, белье, шины и множество других групп.
молоко и молочная продукция
Старт добровольной маркировкиc 20 января 2021 года
Производитель, импортер, оптовик, розница – могут добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие при розничной реализации, включая продажу через кассу
Мороженное и сыры
Маркировка становится обязательной для категорий «мороженое» (за исключением мороженого без молочного жира и/или молочного белка) и «сыры»
c 1 июня 2021 года
Производители сыров и мороженого – с этой даты обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот
Мороженное и сыры
Маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности более 40 дней
c 1 сентября 2021 года
Производители молочной продукции сроком годности более 40 дней с этой даты обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот
Мороженное и сыры
Маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности 40 дней и менее
c 1 декабря 2021 года
Производители молочной продукции сроком годности 40 дней и менее с этой даты обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот
Участники оборота
Становится обязательной передача сведений в систему маркировки о розничной реализации, включая продажу через кассу, всей молочной продукции, подлежащей маркировке
c 1 сентября 2022 года
Розница, которая продает маркированную молочную продукцию, с этой даты должна начать сканировать коды на кассе при продаже и передавать сведения о продажах в систему с использованием онлайн-касс. К этому времени необходимо протестировать процессы продажи и обеспечить наличие 2D-сканеров на кассах, а также при необходимости обновить кассовое ПО.
Мороженное и сыры
Для всех участников оборота (кроме сегмента HoReCa и фермеров) вводится объемно-артикульный учет, а также становится обязательной передача сведений о выводе продукции из оборота в виде объемно-сортового учета
c 1 сентября 2022 года
Производитель, импортер, оптовик, розница — Участникам необходимо настроить электронный документооборот. Для этого нужно выбрать оператора ЭДО, провести тестирование электронного документооборота с контрагентами. Передавать сведения в систему необходимо о поставке товара (информацию о коде товара и количестве отгружаемого маркированного товара), без указания кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками.
Производитель, импортер, оптовик, розница — Необходимо передавать в систему маркировки сведения о выводе продукции из оборота по всем причинам, отличным от розничной реализации, в виде объемно-сортового учета — указание кода товара и количества выводимого товара без указания конкретных единиц маркированного товара.
Мороженное и сыры
Становится обязательной передача сведений в систему маркировки об обороте и выбытии молочной продукции для сегмента HoReCa и госучреждений
c 1 декабря 2023 года
Должны с этой даты представлять в информационную систему мониторинга сведения об обороте и выводе из оборота указанной молочной продукции.
Мороженное и сыры
Маркировка становится обязательной для фермеров (КФХ,СПК)
c 1 декабря 2023 года
Производитель — к этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот, а также реализована регистрация в системе маркировки.
Кроме того, фермеры должны подавать сведения в систему маркировки об обороте молочной продукции и выводе ее из оборота.
Мороженное и сыры
Вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней, а также для всех участников оборота обязательна передача сведений о выводе продукции из оборота
с 1 июня 2025 года
Производитель, импортер, оптовик, розница — участникам необходимо настроить электронный документооборот. Для этого нужно выбрать оператора ЭДО, провести тестирование электронного документооборота с контрагентами. Передавать сведения в систему необходимо о каждой единице маркированного товара.
Для всех участников оборота вводится передача в систему сведений о выводе продукции из оборота по всем причинам, отличным от продажи по ККТ, в виде поэкземплярного учета — указание кода товара и количество выводимого товара с указанием конкретных единиц маркированного товара.
Кто будет проверять продажу маркированной продукции в магазинах?
Исполнение постановления правительства №792 осуществляют контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзор, ФНС).
Почему код нельзя подделать?
Цифровой код, в отличии от обычной бумажной марки, сложно подделать. Данные о товаре невозможно удалить из системы или скорректировать благодаря отечественным криптотехнологиям. Код маркировки делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует ЦРПТ.
При выводе товара из оборота его легальность подтверждается на онлайн-кассе с помощью фискального накопителя. Он синхронизирует данные системы маркировки и единого каталога и не позволяет продавцу продать контрафакт.
Серию уникальных кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не повторяется в течение 5 лет с момента выпуска товарной позиции.
Кто отвечает за работу системы маркировки и прослеживаемости товаров?
Мировой опыт показывает, что для запуска проектов по маркировке государства чаще всего привлекают частного оператора. В Китае — это компания Alihealth, принадлежащая Alibaba, в Бразилии — швейцарская компания SICPA. Такой оператор, инвестируя собственные средства, не создает дополнительную нагрузку на государственный бюджет. В России Единая система маркировки и прослеживаемости товаров работает в формате государственно-частного партнерства. Центр развития перспективных технологий — частный и единый оператор системы.