упакованная вода
Система цифровой маркировки товаров Честный ЗНАК – это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы – повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами. С 2019 года она действует для производителей, импортеров, розницы.
В 2020 году в систему входят сигареты, обувь, одежда, белье, шины и множество других групп.
упакованная вода
Проведен эксперимент по маркировке упакованной водыс 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года
1 июня 2021 года закончился пилотный проект по маркировке упакованной воды. В нем приняло участие более 5 тыс. компаний, было выпущено около 10 млн. кодов маркировки.
Старт регистрации
Старт обязательной регистрации в системе маркировки
c 1 сентября 2021 года
Производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли, осуществляющие оборот упакованной воды, должны подать заявление на регистрацию в системе маркировки с 1 сентября 2021 года, но не позднее 7 дней со дня возникновения необходимости осуществления оборота маркированной упакованной воды.
Минеральная вода
Маркировка становится обязательной для категории «минеральная вода»
c 1 декабря 2021 года
С 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для категории «минеральная вода». Производители и импортеры минеральной воды (продукции, соответствующей кодам ТН ВЭД 2201, в том числе 2201 10, ОКПД2 11.07.11.110) к этой дате обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени также должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей в систему отчета о нанесении и вводе кодов маркировки в оборот, налажена работа по оплате кодов. Оборот немаркированной минеральной воды, произведенной с этой даты, будет запрещен.
Питьевая вода
Маркировка становится обязательной для прочих категорий питьевой воды
c 1 марта 2022 года
Производители и импортеры любой категории упакованной воды (ТН ВЭД 2201, в том числе 2201 90 000 0, ОКПД2 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140) к этой дате обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени также должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей в систему отчета о нанесении и вводе кодов маркировки в оборот, налажена работа по оплате кодов. Оборот немаркированной упакованной воды, произведенной с этой даты, будет запрещен.
Обязательность передачи
Появляется обязанность передачи сведений об обороте маркированной воды (объемно-сортовой учет) для всех участников оборота.
c 1 ноября 2022 года
Производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли, а также HoReCa (которая реализует упакованный товар, через кассу)— с этой даты должны использовать электронный документооборот в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции. Участникам оборота необходимо внедрить и настроить электронный документооборот. Для этого нужно выбрать оператора ЭДО и провести тестирование электронного документооборота с контрагентами. Передавать сведения в систему необходимо о партиях товаров (информация о коде товара и количестве отгружаемого маркированного товара), при этом возможно передавать информацию без указания конкретных кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками.
Обязательность передачи
Появляется обязанность передачи сведений в систему цифровой маркировки Честный ЗНАК о выводе из оборота по прочим причинам (не являющимся продажей в розницу) для производителей, импортеров, опта и розницы.
c 1 ноября 2022 года
Передача сведений о выводе из оборота путем, не являющимся продажей в розницу. Производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли — с этой даты должны подавать сведения в систему цифровой маркировки Честный ЗНАК о выводе из оборота продукции по прочим причинам (Использование для собственных нужд, Использование для собственных нужд покупателем, Безвозмездная передача, Истечение срока годности, Утилизация, Утрата и др.). Для этого необходимо создать документ: «Вывод товара из оборота», в разделе: «Документы» личного кабинета Честного ЗНАКа.
Участники оборота
Появляется обязанность передачи сведений в систему маркировки о розничной реализации маркированной воды для всех участников оборота
c 1 марта 2023 года
Производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли, а также HoReCa, которые реализуют любые типы упакованной питьевой воды с применением ККТ, с этой даты обеспечивают сканирование кодов на кассе при продаже маркированной продукции и передачу сведений о продажах в систему маркировки с использованием онлайн-касс. К этому времени необходимо протестировать процессы продажи, передачи сведений в систему маркировки, и обеспечить наличие 2D-сканеров на кассах, а также при необходимости обновить кассовое ПО.
Участники оборота
Маркировка становится обязательной для категории «детская вода».
c 1 сентября 2023 года
Производители и импортеры упакованной детской воды (продукции, соответствующей кодам ТН ВЭД 2201 и кода по классификатору 10.86.10.310) с этой даты обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчета о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот
Участники оборота
Становится обязательной передача сведений в систему маркировки о выбытии упакованной воды для сегмента HoReCa и госучреждений
c 1 декабря 2023 года
Участники оборота в сегменте HoReCa (рестораны, кафе, отели), а также госучреждения (столовые в школах, детских садах, больницах), приобретающие упакованную для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), должны с этой даты представлять в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота указанной продукции. Для этого участникам необходимо настроить электронный документооборот. Потребуется выбрать оператора ЭДО и провести тестирование электронного документооборота с контрагентами.
Участники оборота
Появляется обязанность передачи сведений об обороте маркированной детской воды (объемно-сортовой учет) для всех участников оборота.
с 1 марта 2024 года
Все участники оборота должны осуществлять передачу сведений в объемно-сортовом формате (о движении маркированной продукции между участниками через ЭДО, а также подача сведений о выводе из оборота маркированной продукции по причинам, не связанным с розничной реализацией), а также осуществлять поэкземплярный вывод из оборота через ККТ (розничная реализация).
Маркированная вода
Появляется обязанность передачи сведений об обороте маркированной воды (поэкземплярный учет)
c 1 марта 2025 года
Производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли — с этой даты должны использовать электронный документооборот в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции. Участникам оборота необходимо внедрить и настроить электронный документооборот. Для этого нужно выбрать оператора ЭДО и провести тестирование электронного документооборота с контрагентами. Передавать сведения в систему необходимо о каждой единице маркированного товара.
Кто будет проверять продажу маркированной продукции в магазинах?
Исполнение постановления правительства №792 осуществляют контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзор, ФНС).
Почему код нельзя подделать?
Цифровой код, в отличии от обычной бумажной марки, сложно подделать. Данные о товаре невозможно удалить из системы или скорректировать благодаря отечественным криптотехнологиям. Код маркировки делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует ЦРПТ.
При выводе товара из оборота его легальность подтверждается на онлайн-кассе с помощью фискального накопителя. Он синхронизирует данные системы маркировки и единого каталога и не позволяет продавцу продать контрафакт.
Серию уникальных кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не повторяется в течение 5 лет с момента выпуска товарной позиции.
Кто отвечает за работу системы маркировки и прослеживаемости товаров?
Мировой опыт показывает, что для запуска проектов по маркировке государства чаще всего привлекают частного оператора. В Китае — это компания Alihealth, принадлежащая Alibaba, в Бразилии — швейцарская компания SICPA. Такой оператор, инвестируя собственные средства, не создает дополнительную нагрузку на государственный бюджет. В России Единая система маркировки и прослеживаемости товаров работает в формате государственно-частного партнерства. Центр развития перспективных технологий — частный и единый оператор системы.